Обзор рынка автомобильных шин в России


Российский рынок шин является одним из крупнейших в мире. Например, в 2010 году в России было продано 41,9 млн. штук, что в денежном эквиваленте составило 4,7 млрд. долларов. Сегодня российский рынок автомобильных шин активно смещается в сторону более высоких ценовых сегментов. От этого дрейфа выигрывают, в первую очередь, те производители, которые разместили в России собственное производство. 

Пока что автомобили ВАЗ являются наиболее массовыми российскими автомобилями. По традиции их «обували» отечественными шинами, которые относятся к С категории – это самая дешевая и наименее технологическая продукция. До самого последнего времени этот сегмент доминировал на отечественном рынке шин. Но уже к 2010 году к категории С приблизилась следующая категория – категория В, которую используют подавляющее большинство бюджетных иномарок. А 2011 год показал, что категория С уверенно теснится не только В категорией, но и премиальными шинами класса А. 

Не в последнюю очередь эту тенденцию обусловило появление на российском рынке нового игрока – финского производителя Nokian Tyres, который открыл собственные производственные мощности во Всеволжском промышленном узле. Недавно финны обнародовали свои планы, по которым премиальные шины класса А и бизнес-сегмент класса В должны к 2016 году составить две трети отечественного шинного рынка. Естественно, что доминирующую роль в этих сегментах финны отводят себе. 

 



Впрочем, многие эксперты объясняют столь оптимистические прогнозы финнов обычным желанием поддержать свою капитализацию и уровень продаж. 

Еще совсем недавно отечественная промышленность работала в самом дешевом сегмента на отработанном свой срок оборудовании по устаревшим технологиям. Но случившийся продажный бум иномарок в России простимулировал продажу шин класса А и В. Кроме того, Michelin и Nokian Tyres открыли на территории России собственные производства, специализирующиеся на выпуске дорогого сегмента. В результате хоть сегмент С и продолжил лидировать на российском рынке, но и его позиции оказались не столь внушительны, как в прежние годы: сегмент С – 38% продаж, сегмент В – 35% продаж, сегмент А – 27%. 

Практически все игроки российского рынка шин прогнозируют рост объема продаж в самое ближайшее время. И производители, и эксперты единодушны во мнении, что сегмент С в скором времени перестанет быть лидером продаж, и споры сейчас идут по вопросу того, какой сегмент станет лидером российского рынка – А или В. 

Крупные мировые игроки уверены, что сегмент А вытеснит на российском рынке сегмент В, тогда как отечественные производители и эксперты уверены, что сегмент В станет лидером на рынке России. Причина этого - достаточно высокая цена шин премиального качества при незначительном различии в качественных характеристиках сегментов А и В. 

Эксперты уверены, что снижение цены на премиальные шины возможно только лишь в том случае, если в России откроют собственное производство другие мировые производители, кроме Michelin и Nokian Tyres. В противном же случае, премиальный сегмент будет активно тесним шинами класса В, на выпуске которых специализируются отечественные производители. В качестве примера данной экспансии можно привести продукцию Kamo Euro, которой компания Volkswagen «обувает» автомобили, произведенные на заводе в Калуге. В ближайшее время отечественные производители шин будут поставлять на российские заводы Hyundai и Renault-Nissan. 

Есть ряд объективных причин, по которым у дешевых шин будет уменьшаться уровень продаж. Во-первых, за последнее время российские пользователи стали технически подкованными и все большее внимание уделяют техническим характеристикам, приобретаемых шин. А производители шин класса С не имеют возможности инвестировать в инновационное развитие своих производственных линий. Во-вторых, постоянный рост на сырье приводит к удорожанию конечных цен на шины во всех ценовых сегментах, в том числе и в сегменте С. И, наконец, изменилась структура автомобильного рынка России, что привело к изменению спроса на автомобильные шины. Например, существенно сократилось число автомобилей, которые используют шины диаметром 13 и 14 дюймов. 

 



Сегодня все больше отечественных покупателей вынуждены покупать шины иностранного производства и по более высоким ценам, чем, например, европейцы, у которых доходы не в пример выше. Но дело здесь не только в дополнительных расходах на логистику и таможенных пошлинах, но и в технологических особенностях шин, поставляемых на российский рынок. 

Принципиальное отличие рынка России и Европы состоит в том, что, например, российские водители, в отличие от своих европейских коллег, предпочитают внедорожники, которые «обуваются» в более дорогие шины. Кроме того, по крайней мере, половина шинного рынка России – это зимние шины, которые из-за сурового российского климата на 80% выпускаются с шипами. Тогда как в половине Европы использование шипованных шин запрещено законодательно. Поэтому в ряде стран ЕС зимой используют т. н. фрикционные шины, применяемые при нулевой температуре с небольшим колебанием в минус. Впрочем, и летние шины Европы отличаются от российских. Естественно, что производство шин для сложных климатических условий России более затратно, чем для мягкого субконтинентального климата Европы. 

Цену на шины, особенно, премиального класса можно было бы снизить, разместив их производство на российской территории. Но пока иностранные компании особого интереса к размещению производства на территории России не проявляют. Например, компания Pirelli далее предварительных переговоров о сотрудничестве с компаниями с «Сибуров» и «Ростехнология» так и не продвинулась. Компания Yokohama пока что только озвучивает свои планы о размещении производства на территории России. Планы компании Continental о создании российского производства так и остались проектом, а Bridgеstone, мировой лидер продаж шин, даже не рассматривал планы размещения в России своего производства. 

Российские производители видят свое будущее в среднем ценовом сегменте. Между категориями А и В небольшие технологические различия, но при этом шины категории В стоят в два раза дешевле премиальных видов шин. 

Эксперты считают, что в скором временем отечественный рынок шин будет разделен в классе В между отечественными компаниями «Сибур – Русские шины» и «Нижнекамскшиной», а в сегменте А будет доминировать Nokian Tyres.




<<< Предыдущая новость: Выбираем шины

Следующая новость: Таблица взаимозаменяемости размеров шин. >>>



 (голосов: 2)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Google+