На новой шипованной резине не нужно гонять сразу после установки. Чтобы шипы хорошо закрепились в шине, резина должна проехать порядка 300-500 км. Сразу после шиномонтажа, на первом же скоростном повороте, любители драйва рискуют ехать уже на частично шипованной резине, поскольку растеряют много шипов. Те, кто будут ехать мягко и спокойно без резких ускорений и торможений, через 500 км получат в своё распоряжение резину с хорошо закреплёнными шипами, так как после этого выдрать шипы будет непросто.
На асфальте шипы стираются и с этим действительно не поспоришь. Однако, не стоит это воспринимать как фактор, отталкивающий от приобретения шипованной модели. Шипы на современной авторезине имеют способность прятаться. Если шина находится на асфальте, то возникающее давление на шип прячет его в протектор, если же шина находится на льду, то возникает обратная ситуация. Поскольку лёд имеет меньшую плотность, чем асфальт, то шипы вдавливаются в лёд давлением колеса и весом автомобиля.
При движении автомобиля его шины нагреваются в связи с трением о поверхность дороги, деформации протектора и каркаса. В зоне контакта шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги вплоть до температуры окружающего воздуха минус 10°С и даже ниже. Поэтому на заснеженной дороге желательны шипы противоскольжения, задача которых — продавливать влажную пленку, играющую роль «смазки» между шиной и дорогой, и обеспечить стабильный контакт колеса с дорогой.
Одним из показателей работы шипа зимней шины является так называемая сила прокола шипа — усилие, которое необходимо приложить к стержню шипа, чтобы он вместо установочных 1,5 мм выступал над поверхностью протектора на 0,5 мм, являющейся оптимальной высотой работы шипа в реальных условиях деформации шины под нагрузкой.
Шинными фирмами были определены необходимые соотношения геометрических размеров шипов, отверстий для них в протекторе и состава резины шин. Финскими специалистами было установлено, что сила прокола отдельного шипа не должны превышать 15 кгс (147 Н). Затем нормы силы прокола были согласованы с нагрузкой на одно колесо транспортного средства. Для легкового автомобиля с нагрузкой на колесо до 500 кгс (4905 Н) сила прокола не должна быть больше 12 кгс (117,7Н), а при большей нагрузке — 14 кгс (135,ЗН). Сила прокола шипа средних и легких грузовиков не должны превышать 21 кгс (206 Н), для тяжелых грузовиков и автобусов — 35 кгс (343,3 Н).
Прогресс в разработке надежных и относительно безвредных для асфальта ошипованных покрышек позволил повысить безопасность движения на зимних дорогах и привел к тому, что в законодательстве Финляндии появился пункт о запрещении эксплуатации автомобилей на летних шинах в зимний период (декабрь—февраль).
О том шипованные покрышки или не шипованные устанавливать на автомобиль, в преддверии сезона замены с летней на зимнюю резину, ведутся споры уже не первый год. О том, на чем остановить свой выбор мы уже писали, теперь дадим несколько советов тем, кто твердо решил, что на вашем автомобиле будет стоять шипованная зимняя резина. Часто приходится слышать, что зимние автошины с шипами превращаются в не шипованные за одну зиму, и виновата в этом малоснежная зима, голый асфальт, магнитные бури, но только не водитель. Действительно из-за этого можно потерять некоторое количество шипов, но если соблюсти несколько простейших правил обкатки шипов, то автошины останутся с шипами до полного износа протектора. И так что же надо сделать, для того чтобы зимняя резина с шипами не растеряла их в первый зимний сезон. Зимние шины шипуются так, в заранее приготовленное отверстие для шипа вставляют шиповальный пистолет, который раздвигает стенки гнезда для шипа и выстреливает шип под давлением. При этом шип в пазу закрепился, но не «установился» правильно. Для того чтобы шип «уселся» в гнезде автошины на него должно идти давление, вызванное качением и массой автомобиля, однако при слишком сильном давлении, вызванном резким разгоном, торможением или боковым ускорением (заносом или поворотом на гране срыва в занос) не «усевшийся» шип вылетает. Именно поэтому шипованная зимняя резина быстро лысеет. Во избежание этого, после того как новая зимняя резина с шипами установлена на автомобиль, следует первые 500 км. ездить со скоростью не выше 80 км./ч. и избегать резких разгонов и торможений (исключение составляет только аварийная ситуация на дороге). При соблюдении этого режима большая часть шипов в зимне резине останется на месте.
Конструкция и маркировка шипов
Конструкция шипов противоскольжения: а — шип с впаянным стержнем ; б — шип с запресованным стержнем ; в—работоспособный шип в изношенном состоянии ; г - неработоспособный шип с выпавшим из гнезда остатком стержня ; 1 – стержень ; 2 – припой ; 3 - корпус шипа
Основой шипа противоскольжения является стержень из твердого сплава, изготовленный методом порошковой металлургии (рис. 12). Стержень шипа закреплен в корпусе из мягкой стали, который изнашивается примерно одинаково вместе с резиной протектора. Такое сочетание материала стержня и корпуса позволяют стержню выступать из корпуса до полного износа и сохранять
первоначальную функцию шипа.
Шипы с впаянным стержнем более долговечны и могут обеспечивать свыше 30 тыс. км пробега, а шипы с запресованным стержнем в среднем 10—15 тыс. км. Усилие, необходимое для того, чтобы вырвать стержень из корпуса, для впаянных стержней примерно в 5 раз больше, чем для запресованных.
По форме корпуса различают однофланцевые и двухфланцевые шипы
Например, финская фирма «Комета» выпускает шипы типа
Р8-1-140, Р8-1-150, Р8-2-110, Р9-2-120, Р9-2-175 и др. В их обозначении закодировано следующее : Р – шип для легкого автомобиля , числа 8 и 9 — диаметр нижнего фланца в мм; следующие через дефис цифры 1 и 2 — однофланцевый или
двухфланцевый корпус;
числа 140, 150, 110, 120 и 175 — длина шипа в десятых долях мм.
Отверстие под шип в протекторе шины Nokian Hakkapeliitta
Шип Kometa Marathon, опирающийся на подушечку из мягкой резины
Шипы других фирм-изготовителей могут иметь похожую, но несколько отличающуюся маркировку.
Для каждой шины, конкретного автомобиля, а также с учетом характера (интенсивности) движения можно подобрать наиболее подходящие для этих условий эксплуатации шипы.
Однофланцевые шипы меньше нагреваются и лучше держатся в шине, потому их рекомендуют для достаточно высоких скоростей движения по сухим дорогам. Двухфланцевые — более универсальны.
Шипы типа Р8 рекомендуются для шин автомобилей малого класса и невысоких скоростей движения. Шипы типа Р9 лучше использовать на радиальных шинах более тяжелых и скоростных автомобилей.
В отличие от скандинавских стран и России в Центральной Европе применение шипов противоскольжения все же запрещено по причине их повышенного разрушающего действия на дорожное покрытие
Американская компания Q Tires разработала самый безопасный, по ее мнению, вид зимней автомобильной шины в мире под названием Q Celsius.
Принципиальное отличие новых шин - выдвижные шипы. Q Celsius состоят из двух воздушных отсеков: один для накачивания самой шины, а другой - для нагнетания давления, чтобы выдвинуть шипы. Второй воздушный отсек надувается по беспроводному сигналу от водителя. Основатель компании Q Tires, М. О`Брайн, уже давно вынашивал идею создания шин с выдвижными шипами, а пять лет назад разработал прототип. "Насколько мне известно, ни одна другая компания не работает над схожим проектом", - заявил К. Ролуинг из Tire Industry Association. Компания уже получила кредит в 8,8 млн долларов - для начала производства. Летом Q Tires планирует поставить на рынок пробную партию, а к концу года продукт поступит в широкую продажу.