Первое место.
Малолитражка "Nano" в базовой комплектации стоит около $2.500. У нее цельнометаллический пятидверный несущий кузов, масса чуть больше 0,5 тонны и скромные размеры — длина 3.1 м. ширина 1.5 м. высота 1.6 м. Привод — задний. Мотор — двухцилиндровый 33-сильный, рабочим объемом 623 куб. см. Максимальная скорость составляет всего 96 км/ч.
Как уверяет производитель. "Nano", несмотря на простоту конструкции, — это полноценный автомобиль, соответствующий международным требованиям безопасности и даже отвечающий экологическим нормам "Евро — 4", что позволяет вывозить его на рынки других стран. Впрочем, информация о возможном экспорте "Nano" пока не обнародуется. Что касается ежегодного выпуска "народной" модели, то данные разных источников сильно расходятся — от 100.000 до 500.000 экземпляров. Серийное производство начнется в ближайшее время. По мнению маркетологов "Tata", индийских автолюбителей не должны отпугнуть ни скромная динамика новинки, ни примитивный дизайн, ни отсутствие усилителя руля, аудиосистемы, кондиционера и даже наружного зеркала со стороны пассажира. Ведь для многих индийских потенциальных покупателей главное — появившаяся возможность пересесть с дешевых мотороллеров и мотоциклов на хоть и маленький, но настоящий автомобиль.
Второе место
Китайская "Chery QQ" стоит почти вдвое дороже, чем "Tata Nano". Тем не менее она занимает вторую позицию в списке самых доступных машин. Модель не новая (выпускается с 2003 года), но достаточно успешная.
В начале экспорта в 2005 году ее подозрительное сходство с "Daewoo Matiz" было предметом разбирательства в Международном арбитражном суде, который китайцы выиграли, но отнюдь не за явным преимуществом. На внутреннем рынке КНР в базовой версии "QQ" стоит около $4.800. Она оснащена трехцилиндровым мотором рабочим объемом 812 куб. см, мощностью 52 л.с., который позволяет развивать скорость до 130 км/ч. Цену малолитражки заметно повышают несколько более дорогих комплектаций и разнообразные опции, такие как усилитель руля, электропакет, кондиционер. АБС, подушки безопасности и даже роботизированная коробка передач. Кроме базового двигателя предлагается четырехцилиндровый мотор 1.1 л (53 л.с.).
Третье место
Оно принадлежит ветерану индийского автопрома — пятидверному хэтчбеку "Suzuki Maruti 800", который уже третий десяток лет (с 1985 года) не теряет популярности.
Собственно говоря, это старая добрая "Suzuki Alto", сменившая "гражданство" и претерпевшая на новой родине несколько мелких модернизаций. До появления "Nano" эта модель была самым дешевым автомобилем в Индии. В базовой версии "Maruti 800" стоит чуть меньше $5.000 и оснащается совсем не слабым для своей массы (660 кг) трехцилиндровым 50-сильным двигателем, рабочим объемом 796 куб... см, что позволяет юркому четырехместному хэтчбеку разгоняться до 137 км/ч.
Четвертое и пятое места
Их делят российские долгожители "Ока" (начало выпуска в 1988 году) и "Lada 2105" (на конвейере с 1979 года), цена которых колеблется в районе $5.200. Обе модели несколько подорожали из-за введения в России требований "Евро — 3".
Чтобы соответствовать новому экологическому стандарту, пришлось модернизировать проверенный десятилетиями вазовский 1.5-литровый 72-сильный мотор для "Лады". Что касается карбюраторной "Оки", то ее сняли с конвейера на Камском автозаводе. Однако в Серпухове производство этого суперкомпактного трехдверного хэтчбека не прекратилось. На смену двухцилиндровому 35-сильному отечественному двигателю пришел импортный (китайский FAW, 1 л. 53 л.с.), который выпускается в КНР по японской лицензии. Впрочем, "Ока" заметно проигрывает "Ладе" в размерах и вместимости, что сказывается на ее популярности и объемах производства.
В Европе
На сегодняшний день самым доступным автомобилем в Старом Свете можно считать четырехдверный седан "Dacia Logan", который выпускается в Румынии с 2004 года и стоит там в базовой комплектации около $7.000. Разработанная "Renault" модель в настоящее время производится в России, Марокко, Колумбии и Иране. Еще на стадии проектирования ставилась задача создать недорогой, но полноценный современный и "интернациональный" автомобиль. Удешевление модели являлось не самоцелью, а лишь одним из важных параметров, который не должен был отразиться на удобстве пассажиров, а также управляемости, пассивной и активной безопасности.
По меркам компактного класса автомобиль имеет очень просторный, действительно пятиместный салон и огромный багажник емкостью более 0.5 куб. м. "Logan", оснащенный 1.4-литровым мотором мощностью 75 л.с., разгоняется до 100 км/ч за 13 с. имеет максимальную скорость 162 км/ч. Для более дорогих версий предусмотрен 90 сильный двигатель 1.6 л и набор современных опций.